Волею случая в мои руки попали изрядно потрепанные временем Диатоны DS-35В — трехполостная система 1976 года выпуска, продукт фирмы Мицубиси с 30-сантиметровым басовиком, 10-сантиметровым среднечастотником и 3,0-сантиметровым твиттером. Частоты раздела 800Гц и 5кГц. Диффузоры басовика и среднечастотника – бумажные (целлюлоза), а купол твиттера выполнен из стекловолокна. Диффузор низкочастотного громкоговорителя имел зонную конструкцию. Качество изготовления было поразительно высоким. Особенно сильное впечатление производили высококачественные конусные среднечастотники и космического уровня грили. Конструкция рамы последних была составная (что позволяло элементарно просто ремонтировать грили), а сверху и снизу грили имели обрамление из фрезерованного алюминия, что очень удобно, если необходимо грили куда-нибудь поставить в вертикальном положении. При этом ткань не касается пола и не изнашивается. Архипрактично. Сейчас на такие мелочи внимания не обращают. К сожалению, это удобство на качество звучания никакого влияния не оказывало. Состояние диффузоров громкоговорителей приближалось к идеальному. С корпусом пришлось повозиться, т.к. на нем были явные следы от горячих кофейных чашек, рюмок с ликером и сигарет. После шлифовки, покрытия лаком и полирования он приобрел вполне пристойный вид. Также были заменены неудобные разъемы-прищепки на современные позолоченные зажимы. Звучание этой акустики покорило и навсегда привило любовь к продукции Диатон.
Следующим приобретением после многоходовой комбинации покупок и обменов аудиотехники стали Диатоны DS-73DII (выпуск – 1984г.). Состояние громкоговорителей было очень хорошим, дефектами корпуса были всего лишь сбитые углы, которые после реставрации стали практически незаметными. DS-73 отличались от предыдущих 32-сантиметровым басовиком с сотовым диффузором из бумажного картона, 10-сантиметровым среднечастотником с диффузором из CFP-материала (армированный углеродным волокном фибропласт) и 2,5-сантимеровым титановым твиттером. Поражала мягкость подвесов диффузора басовика. Эта акустика выдавала искрометный верх, приличного качества середину и очень серьезный бас, включая и самый нижний. Из всех мыслимых и немыслимых музыкальных фрагментов и тестовых дисков, прослушанных на этой акустике, единственным нареканием было неуверенное воспроизведение трака №1 с тестового диска-убийцы №1 Рауля Санчеса. Скриминг (тявкающий вокал) прослушивался удовлетворительно, а вот гроулинг (низкий утробный вокал) – куда-то подевался, будто он и не существует в записанном материале. Причиной такого поведения могут быть резонансы низкочастотного динамика и неудачное согласование басовика со среднечастотником. Это обстоятельство заставило сделать вывод о слабом разрешении в нижней части среднечастотного диапазона и продолжить поиск «идеальной акустики». Поиск привел к 77-й серии.
Особенностью акустики 77-серии является высокая максимальная мощность – 230 музыкальных ватт, что при чувствительности 91 дБ/вт/м несколько обескураживает. С такими характеристиками можно разнести панельный дом.
В 77-й серии было выпущено пять акустических систем.
Первой стала DS-77EX (1985г. выпуска). Поверхностный слой сотового диффузора низкочастотного динамика выполнен из композитного углеволокна. Литая алюминиевая корзина громкоговорителя крепится к фронтальной панели посредством жесткой рамки с переменным поперечным сечением, что способствует уменьшению резонансных явлений. Среднечастотник имеет диффузор из текстурированной ткани (аналог кевлара) и алюминиевую корзину с рамкой переменного поперечного сечения. Центральный колпачёк из титана составляет примерно 40% площади диффузора и позволяет снизить вес диффузора. Купол высокочастотного динамика изготовлен из «супер w-титана». Все передние грани корпуса закруглены. Соединение динамиков выполнено бескислородными OFC-проводами путем обжима втулок, без пайки, для подавления искажений на границе разнородных металлов. Видно, что все перечисленные мероприятия в основном направлены на борьбу с резонансами в громкоговорителях и с дифракционными явлениями корпуса с целью получения высокого разрешения. Найти достаточно полную характеристику звучания этой модели не удалось.
Следующей стала модель DS-77EXV (1986г. выпуска)
Модель DS-77EXV (1986г. выпуска). Здесь усилия были направлены на улучшение конструкции корзины и характеристик магнитной системы низкочастотного громкоговорителя.
Это самая дорогая система в серии. Диффузор был изготовлен из CG-материала (углеродного графита). СЧ-динамик имел диффузор из плетёной углеродной ткани.
Дополнительно были приняты меры по увеличению жесткости корпуса. По оценкам экспертов был сделан очередной шаг в направлении получения более «быстрого» звука. Однако ничего сверхвыдающегося в звучании этой акустики критики не отмечали. Справедливости ради отметим, что сегодня на аукционе эта акустика всегда пользуется спросом.
Третья модель в серии – DS-77HR (1987г. выпуска) – разрабатывалась как акустика с высоким разрешением (High Response).
Это уже весьма серьёзная акустика, хотя и дешевле предыдущей на 10%. Нужно отметить, что Diatone ответственно подходил к ценообразованию и стоимость 77-серии, скорее всего, занижена с тем чтобы привлечь покупателя, но всё-таки, хоть частично, оплатить расходы, связанные с затратами на исследования и разработку новых технологий. Да и на рынке необходимо было удержаться. Основной целью инженеров в этой модели была идея получения в диффузорах НЧ и СЧ громкоговорителей максимально высоких коэффициента затухания и жесткости одновременно, с тем, чтобы уменьшить проблемы с резонансами. Для решения этой задачи был использован композит на основе фибропласта (FRP-материала) из органических арамидных волокон (высокопрочная и эластичная структура) и аморфных неорганических волокон (структура высочайшей жесткости), позволивший получить прекрасное соотношение жесткость/затухание. Разработанный материал применялся для поверхностного слоя сотового диффузора басовика. Для диффузора среднечастотника была разработана аналогичная структура, только на основе полиакрина (PAN-материал). Твиттер использовался, как и в прежних моделях из упрочненного титана. Кроме того, в кроссоверах применялись только аудиофильские компоненты – катушки из бескислородной меди, прецизионные конденсаторы и резисторы.
Сами японцы характеризовали DS-77HRX как «поющие женский вокал изумительно».
Четвёртая модель DS-77HRX, 1988г. выпуска, с учетом перечисленных достижений, отличалась от предыдущих разработок установкой купольного твиттера из боротитана диаметром 25мм. Фронтальная панель корпуса, кроме четырёх закруглённых граней, приобрела эллиптическую форму (на глаз едва заметную) для ещё большего подавления дифракции.
Наконец, последняя модель– DS-77Z (1989г. выпуска)
Низкочастотный громкоговоритель был подвергнут самой серьёзной переделке. Для магнитной цепи была принята разработанная в 1987г. и использованная в топовой акустике DS-V9000 система ADMC (Advanced magnet circuit). Её смысл состоял в создании такой формы магнитного зазора, при котором магнитное поле, наводимое звуковым сигналом в катушке, суммируясь с магнитным полем постоянного магнита, создавало бы минимальные нелинейные искажения при перемещении диффузора. Сотовая диафрагма также подверглась переделке. Был использован композит из FRP-материала и органического полиамида, позволившего на 15% увеличить жесткость, в сравнении с жесткостью диффузора модели DS-77HRX. Эти мероприятия привели к значительному снижению нелинейных искажений басовика и отсутствию резонансов в НЧ-диапазоне. Для изготовления диафрагмы среднечастотника был разработан новый композит из PAN-материала с переплетением из углеродных волокон. Подвес диффузора имел двух тангенциальную прокатку, чтобы исключить внеосевое перемещение. Звуковая катушка наматывалась сверхчистым (99,9999%) проводом из бескислородной меди. Диафрагма твиттера изготавливалась из боротитана. Особо следует отметить конструкцию корпуса. Толщина фронтальной панели была увеличена до 30мм, против 20мм предыдущих моделей. Крепление к корпусу осуществлено внахлест. Закруглены только передние вертикальные боковые грани. Это позволило полностью избавиться от резонанса. Разработанная конструкция корпуса была запатентована и в последствии реализована в 2000-й серии (DS-2000Z). Кроме того, объем корпуса (по внешним размерам) был увеличен с 84 до 92 литров. При всем этом цена акустики в серии – минимальная! Видимо, рынок серьёзно «прижал» Diatone.
Перечисленные конструктивные, технологические и инженерные решения, реализованные в конкретных моделях 77-й серии, поражают своей неординарностью, количеством идей и уровнем исполнения. Из известных «колонкостроителей», пожалуй, единственным конкурентом Diatone в этом аспекте является Technics.